Родился Рене Ален 3 июля 1922 года в Vannes, режиссер, сценарист, монтажер, оператор. Сын фармацевта проникся страстью к кино еще в юности. В 14 лет снял первый любительский фильм "Фантомас" на 8 мм пленке, но только в 20 лет выбрал кино своей профессией. Занимался актерским мастерством для сцены на актерских курсах Р. Симона и учился на режиссерских курсах в ИДЕКе (I.D.H.E.C.), Французской Школе Кино. В 1945 году его призвали в армию и он служил в подразделении, развлекавшем оккупационные войска союзников в Германии и Австрии.
Демобилизовавшись на следующий год, начал снимать короткометражные 16-мм фильмы и фильмы средней продолжительности, в основном, немые документальные, но иногда и драматические. Некоторые его ранние работы показывали по французскому телевидению. Снимал экспериментальные фильмы - "Схема идентификации" и "Открыто на учет". В этот период становления он также работал оператором и монтажером над фильмами других режиссеров.
По-настоящему карьера Рене как профессионального режиссера началась в 1948 году с выходом первого 35-мм короткометражного фильма "Ван Гог" (приз Мкф в Венции, приз "Оскар"), который также был его первой коммерческой работой. Поставил фильм "Герника" по картине Пикассо в 1949 году вместе с Р. Эссенсом. В фильме "Статуи тоже умирают" (1952, с К. Маркером, пр. им. Виго) рассказывал об африканском искусстве, но фильм был запрещен, так как в нем звучали антиколониальные мотивы. Его репутация росла с каждым короткометражным фильмом и достигла пика с выходом короткометражного фильма "Ночь и Туман", рассказывающем о мире нацистских концлагерей. Здесь впервые раскрылась его наклонность к темам воспоминаний и стали заметны первые приметы будущего визуального стиля. Среди документальных фильмов следует назвать "Гоген" (1950), "Вся память мира" и "Тайна 15 цеха" (1957), "Песнь о стироле" (1958).
Тема приобрела более глубокое значение и стиль принял более сложную форму в первом художественном фильме "Хиросима, любовь моя" (1959). Взяв на вооружение философию Бергсона и литературу Пруста, Рене отошел от обычных концепций повествования, сплавив в одно целое прошлое, настоящее и будущее и представив сложную технику ретроспекции для слияния реальности с памятью. В своем втором фильме "Прошлый год в Мариенбаде" манипулирование временем создает картину, в которой полностью отсутствует сюжет (в обычном смысле), а содержание абсолютно неясно. Повествовательная структура здесь субьективное восстановление прошлого по мере того, как оно всплывает в памяти. Фильм выиграл Гран-при на Веницианском МКФ в 1961 году.
Вслед за "Мюриэль, или Время возвращения", еще одним сложным упражнением в аудиовизуальном путешествии в памяти, Рене произвел "Война окончена" (1966), намного более понятный фильм с почти линейным сюжетом о внутренних конфликтах антифранкистского революционера. Он выиграл Приз Делюка и несколько фестивальных призов, а также пользовался коммерческим успехом во многих странах. В 1967 году с группой прогрессивных французских ежиссеров принял участие в создании фильма-эссе "Далеко от Вьетнама", обличающего американский милитаризм. снял для него один эпизод. Провал "Люблю тебя, люблю" в 1968 году подорвал жизнеспособность Рене на несколько лет и побудит его снять фильм "Стависки" (1974), стильное изложение биографии французского мошенника, наиболее обычную повествовательную работу на сегодняшний день.
Провидение" (1977), первый англо-язычный фильм Рене, размышляет над процессом творчества, изучая внутренний мир больного раком писателя (Джон Гилгуд) в то время, как тот мучительно работает над новым романом. Фильм, сочтенный странным и непонятным одними, гениально оригинальным другими, был плохо принят в США, но выиграл семь "Сезаров" во Франции и пользовался широким признанием в Европе. Следующие три фильма - "Мой американский дядюшка" (1980), "Жизнь - роман" (1983) и "Любовь до смерти" (1984) - все по сценариям Жана Грюо, образовали необьявленную трилогию, обьединяющую и подытоживающую некоторые философские, эстетические и этические взгляды режиссера, охватывая темы от любви до теологии.
Безукоризненный мастер формы, Рене, возможно, единственный самый значительный режиссер, вышедший из рядов Французской Nouvelle Vague (Новой Волны). Хотя Рене всегда сотрудничал со сценаристами во всех своих фильмах, он считается критиками auteur, подподающим под теорию, так как всегда придерживался четких тем и использовал высоко личную технику, разработанную им самим для решение особых проблем при изучении этих тем. В 1976 году награжден Большой премией французского кино.