Японский театр - традиции сквозь века
Это сложно себе представить, но королева современных технологий - Япония, ещё до середины XIX века была закрыта для европейцев. И только благодаря этому она остается одной из самых самобытных стран мира. Ход жизни, мышления, организация времени и традиции Страны Восходящего Солнца не перестают удивлять. Впечатляет европейцев трепетное преклонение японцев перед живой природой. Находясь даже в самом модернизированном и ультрасовременном уголке Японии, можно с легкостью найти тихое место для медитации, насладиться гармонией природы и совершенством этого Мира. Именно так можно приобщиться к духу Японии: эту удивительную страну нельзя узнать, её можно только почувствовать!
Тайны и глубины квинтэссенции японской сущности, как нельзя лучше приоткрывает для нас театр этой удивительной страны. Любое творчество всегда даёт возможность познать культуру державы лучше, чем огромные тома по истории государства. Поэтому я предлагаю окунуться нам в чудный, самобытный мир под названием - японский театр. Японский театр кабуки вошёл в "Третью Декларацию шедевров устного наследия человечества" ЮНЕСКО.
Традиции и история японского театра уходит корнями в очень далёкое прошлое. Прямая преемственность традиции прослеживается чуть ли не полтора тысячелетия, к эпохе, когда в Японию с материка проник буддизм, а вместе с ним - музыка и танцы из Китая, Индии, Кореи. Знаменитый знаток японской культуры академик Н.Конрад предположил, что классический японский театр сохранил в себе и элементы античной драмы, проникшей на Дальний Восток долгим и окружным путем - через эллинистические государства Передней Азии, Индию и Китай.
Современный традиционный японский театр - это неповторимый многоцветный мир. Здесь нет мелочей: актерское мастерство и музыка, сценография и маски, декорации и костюмы, грим и куклы, парики и танцы - каждый элемент необычайно важен. Японских традиционных театров всегда было много. Это, прежде всего, и Но - театр возвышенные трагедии, и Кеген - незатейливая комедия, грубоватый фарс, и Кабуки, возникший в качестве особого сакрального действия, и Бунраку - превосходный театр кукол.
Важнейшие атрибуты традиционного японского театра: маски и танцы использовались ещё в добуддийском, напоминающем шаманские пляски лицедействе Кагура , входившем в синтоиский ритуал богопочитания. Удивительно, что даже этот ранний, относительно примитивный вид театрального искусства в Японии не умер, кое-где в провинциях представления Кагура устраиваются до сих пор. Однако рождение японского театра обычно связывают не с Кагура, а с появлением пантомимы Гигаку («актерское искусство») и танцев Бугаку («искусство танца»), заимствованных из континентальной культуры в VII веке. Посмотрите, как исполняется придворный бугаку-танец "Рйо-о" (золотого льва), исполнявшийся при японском императорском дворе с 5го века. Носит ритуально-религиозный характер. По легенде, пока исполняется этот танец, мир и благоденствие будут царить на японской земле.
Гигаку просуществовало до X века, а затем было вытеснено более сложными формами пантомимической драмы, зато представления Бугаку, ставшие непременной частью храмовых праздников и дворцовых церемоний, со временем выросли в отдельный музыкально-танцевальный жанр, который не только сохранился, но после реставрации императорской власти в 1868 году пережил новый расцвет и ныне исполняется для широкой аудитории, в концертных залах.
Традиционный японский театр - это сложный и многоцветный мир, каждому из компонентов которого (актерскому мастерству, музыке, сценографии, маскам, декорациям, костюмам, гриму, куклам, парикам, танцу) посвящено немало книг и статей. Практически в каждом токийском отеле на первом этаже, где находятся стойки с бесплатными информационными буклетами, вы легко найдёте одну-другую открытку с масками или сценами из традиционного японского театра.
Японское театральное искусство призвано быть промежуточным звеном между человеком и Космосом. В культурной традиции Японии красота является также божественным, высшим началом. Человек же (а в нашем случае – актер) – ее хранитель. Искусство призвано донести красоту, созданную на небе, до нас с вами. Замечательным примером в этом отношении является самобытный театральный жанр, о котором речь пойдет ниже.
Театр Но - уникальный феномен японской культуры, время существования которого исчисляется веками (формирование и расцвет – XIV-XVI века). До сегодняшнего дня традиция Театра Но сохраняется без изменения, и в этом также проявляется уникальность, как самого жанра, так и японского мировоззрения и отношения к искусству.
"Но" в переводе с японского означает "мастерство". Явление "Но" - явление первого законченного по своей сути японского театра со своей драматургией, школой актерского мастерства, особенностями внешнего оформления. Жанр Театра «Но» чрезвычайно универсален. Практически все, что существовало в японской изобразительной, танцевальной и музыкальной традиции, а также в особенностях исполнительского мастерства, перешло и обрело в этом жанре законченную и прекрасную форму.
Создатели Но - Канъами Киёцугу (1333-1384) и его сын, Дзэами Мотокиё (1363-1443). Канъами, сын самурая, в молодости попал в труппу бродячих актеров, а вскоре создал собственную труппу. Он заложил основы жанра, создав на основе оригинальных форм массовых представлений (саругаку) и ритуального танца дэнгаку оригинальную драматургию и стиль.
Канъами был удостоен покровительства военного правителя Японии сёгуна Асикага Ёсимицу, однако предпочитал переходу в Киото (древняя столица Японии) выступления в провинции. Его дело продолжил сын, Дзэами, который окончательно сформулировал и закрепил начатое отцом. Искусство Театра Но усилиями Дзэами стало искусством для аристократов. Дзэами, как и его отец, был уникальной личностью. Он создал свыше ста пьес для Театра Но, был актером, композитором, а также автором трактатов об особенностях искусства Но.
Театр Но - демонстрация и иллюстрация религиозно-философских традиций, формировавшихся столетиями. Тема – быстротечность времени и невозвратность прошедшего. Главный герой – гость потустороннего мира, что должно свидетельствовать о тесной взаимосвязи реального и мифического. Их взаимодействие, в свою очередь, определяет сюжет драмы. По форме же это очень яркое, красивое и законченно условное зрелище, сопровождающееся музыкой и песнями хора, а также сольными партиями героев. Живой человеческой речи здесь не место (она перешла в другой жанр – Кёгэн – реалистический (это понятие, конечно, очень относительное в современной его трактовке) и легкий. Представления Кёгэн часто даются в перерывах между драмами Театра Но).
Обычно пьеса Но включает в себя четыре-пять категорий участников и, как правило, длится 30-120 минут, но ранее бывали и исключения - пьесы шли довольно продолжительное время, например, несколько дней.
В настоящее время насчитывается около 250 классических пьес, разыгрываемых в театрах, и все их можно разделить на несколько категорий. Наиболее распространённым критерием является содержание:
1. kami mono, или waki no (божественные пьесы). Сначала shite появляется в роли обычного человека (в первом акте), а во втором акте выступает в роли духа и рассказывает какую-нибудь мистическую историю или прославляет какого-либо духа.
2. shura mono, или asura no (воинские пьесы). Shite предстаёт в виде духа воина в первом акте пьесы, а во втором становится человеком и воспроизводит обстоятельства гибели воителя.
3. katsura mono, или onna mono (костюмированные/женские пьесы). Shite изображает женщину и исполняет несколько сложных танцев и песен из репертуара Но.
4. в эту категорию включается несколько мини-категорий, например, kyoran mono (пьесы безумных), onryo mono (пьесы духов). Пьесы, входящие в эту категорию, повествуют о настоящем времени.
5. kiri no, или oni mono (пьесы демонов). Shite играет демонов, чертей и прочую нечисть. Для этих пьес характерны яркие цвета и напряжённость действия.
Традиционно внутри театр Но представляет собой павильон, выполненный из дерева hinoki и стилизованный под храмовое убранство. По углам расположены четыре колонны, названные в зависимости от обыгрываемого возле них действия пьесы. Пол сцены отполирован для того, чтобы актёры могли легко по нему скользить, а под полом находятся огромные горшки, усиливающие резонанс, когда актёры с силой топали по нему. В результате сцена возвышалась над землёй примерно на 1 метр.
Задняя часть сцены украшена изображением сосны. На этот счёт существует несколько мнений, но отдельно стоит выделить два из них: согласно первому убеждению орнамент сцены представляет собой знаменитую сосну из храма Касуга в Наре, а согласно второму - это изображение относит зрителей к тем временам, когда пьесы Но игрались в природных условиях.